Выставка инсталляция с золотыми рыбками! - MOLOSSY.RU

Выставка инсталляция с золотыми рыбками!

Выставка инсталляция с золотыми рыбками!

Сэнди Скогланд. Апельсин на коробке. Из серии «Натюрморт» © 1978 Sandy Skoglund/ Paci contemporary gallery, Брешиа / Порто-Черво, Италия

Сэнди Скогланд. Горох на тарелке. Из серии «Натюрморт» © 1978 Sandy Skoglund/ Paci contemporary gallery, Брешиа / Порто-Черво, Италия

Сэнди Скогланд. Колени в ванне. Из серии «Размышления в доме на колесах» © 1977 Sandy Skoglund/ Paci contemporary gallery, Брешиа / Порто-Черво, Италия

Сэнди Скогланд. Розовая раковина. Из серии «Размышления в доме на колесах» © 1977 Sandy Skoglund/ Paci contemporary gallery, Брешиа / Порто-Черво, Италия

Сэнди Скогланд. Аксессуары © 1979 Sandy Skoglund/ Paci contemporary gallery, Брешиа / Порто-Черво, Италия

Сэнди Скогланд. Свадьба © 1994 Sandy Skoglund/ Paci contemporary gallery, Брешиа / Порто-Черво, Италия

Сэнди Скогланд. Радиоактивные кошки © 1980 Sandy Skoglund/ Paci contemporary gallery, Брешиа / Порто-Черво, Италия

Сэнди Скогланд. Месть золотой рыбки © 1981 Sandy Skoglund/ Paci contemporary gallery, Брешиа / Порто-Черво, Италия

Сэнди Скогланд. Райское собрание © 1991 Sandy Skoglund/ Paci contemporary gallery, Брешиа / Порто-Черво, Италия

Сэнди Скогланд. Микробы повсюду © 1984 Sandy Skoglund/ Courtesy: Paci contemporary gallery, Брешиа / Порто-Черво, Италия

Сэнди Скогланд. Пациенты и медсестры @ 1982 Sandy Skoglund/ Courtesy: Paci contemporary gallery (Brescia – Porto Cervo, IT)

Москва,

Поделиться с друзьями

О выставке

XIII МЕЖДУНАРОДНЫЙ МЕСЯЦ ФОТОГРАФИИ В МОСКВЕ «ФОТОБИЕННАЛЕ-2020»

Сэнди Скогланд

Между воображением и реальностью

Куратор: Мария Лаврова

Проект представлен Paci Contemporary Gallery, Брешиа / Порто-Черво, Италия

Мультимедиа Арт Музей, Москва представляет выставку легендарной американской художницы Сэнди Скогланд, ключевой представительницы жанра tableau photography — «постановочной» или «сконструированной» фотографии. Еще в начале 1980-х годов, задолго до появления программы Photoshop, Скогланд представила миру снимки своих невероятных сюрреалистических инсталляций, которые сразу же принесли ей международную славу.

Сэнди Скогланд родилась в 1946 году в Норт-Уэймуте, штат Массачусетс. Семья художницы часто переезжала и в 1960-х некоторое время жила неподалеку от Анахайма в Калифорнии, где был открыт первый в мире тематический парк развлечений «Диснейленд». Впоследствии Скогланд не раз говорила, что яркие краски Калифорнии оказали сильное влияние на ее восприятие цвета. С 1964 по 1968 год она изучала изобразительное искусство и искусствоведение в частном женском Колледже Смит, Нортгемптон, Массачусетс и мечтала о карьере модельера или карикатуриста. В рамках студенческой программы обучения за рубежом Скогланд провела один год в Сорбонне и Школе Лувра в Париже, где увлеклась авангардным кино. В 1969-м поступила в Университет Айовы, изучала кинематографию и мультимедиа, а в 1972-м получила степень магистра изобразительных искусств в области живописи. В том же 1972 году Сэнди Скогланд переехала в Нью-Йорк и поселилась в богемном районе Сохо, считавшемся центром современного американского искусства. В этот период она начала создавать свои первые работы в области концептуального искусства. Необходимость задокументировать концептуальные идеи подтолкнула художницу к самостоятельному изучению техники фотографии.

Переломным моментом в творчестве Скогланд стало лето 1977 года. Тогда художница жила в меблированном трейлере на ферме в Ремсене и проводила в нем большую часть времени, занимаясь фотографией. «Кукольный» интерьер дома, имитировавший богатое убранство, вдохновил Скогланд на создание серии фотографий «Размышления в доме на колесах». Художница запечатлела все, что окружало ее в быту: посуду, технику, снимала части собственного тела и их отражения в зеркальных поверхностях, стараясь уловить неожиданные сопоставления форм. Эта серия обозначила новый этап в творческой карьере художницы, связанный с постепенным переосмыслением принципов концептуального искусства и поиском нового художественного стиля.

В конце 1970-х годов Сэнди Скогланд окончательно отказалась от живописи в пользу фотографии. Этому способствовали интерес художницы к поп-культуре, эстетике китча и ее одержимость коммерческой фотографией. Скогланд завораживали «стерильные» изображения, создававшие образ «американской мечты». Ее внимание особенно привлекали снимки еды в глянцевых журналах и каталогах. Скогланд рассказывала, что «была поражена тем, как ловко реклама манипулировала сознанием потребителя». В серии фотографий «Натюрморты» 1978 года художница иронизирует над стратегиями создания рекламных образов. На ее снимках традиционная еда американского среднего класса превращается в декоративный объект или оптическую иллюзию. Начиная с серии «Натюрморты» тема еды становится одной из важнейших в творчестве Скогланд. По ее словам, это наиболее универсальный язык, понятный каждому. «В конце концов, едят все», — заключает художница.

В 1980 году Скогланд сделала одну из своих самых знаменитых фотографий «Радиоактивные кошки», в которой изобразила постапокалиптическую сцену, повествующую о жизни после атомной катастрофы. Снимок положил начало ее работе с инсталляциями и их последующей фотофиксацией. Уникальное сочетание нескольких видов искусства сделало «Радиоактивных кошек» символом направления tableau photography. На первый взгляд может показаться, что кадр выполнен с помощью Photoshop, однако в действительности ярко-зеленые животные на снимке — это скульптуры, собственноручно вылепленные художницей из глины. Специально для фотографии она изготовила 25 фигур кошек в натуральную величину и разместила их рядом с актерами, которые выполняли заранее срежиссированные действия. «В этом образе есть надежда, — говорила Скогланд в одном из своих интервью, — кошки смогли приспособиться к новым условиям, и выглядят энергичными. Однако роль людей в новом мире остается неясной, а их будущее — неопределенным».

В январе 1981 года Скогланд получила грант от Национального фонда поддержки искусств, что позволило ей купить новый объектив для широкоформатной камеры Toyo. C ее помощью художница выполнила культовую фотографию «Месть золотой рыбки» и создала сюрреалистический образ, размывающий грань между сновидением и реальностью. «Моя работа напоминает об истории Франкенштейна, в которой люди создали нечто, что вышло из-под контроля и поглотило их», — говорит художница.

В 1981 году работы «Месть золотой рыбки» и «Радиоактивные кошки» были показаны на биеннале Уитни — важнейшем событии в художественном мире США, а Скогланд заняла ведущие позиции в области экспериментальной фотографии. В последующие десятилетия жанр tableau photography стал центральным в ее творчестве. Крупнейшие музеи мира специально заказывают ей инсталляции. В 1987 году фотографии инсталляции «Бриз на работе», сделанные по заказу Центра искусств Уокера в Миннеаполисе, были впервые продемонстрированы в рамках выставки «Скульптура в фотографии», а в 1989-м для выставки «Изобретение искусства», организованной парижским Центром Жоржа Помпиду, Скогланд создала инсталляцию «Лисьи игры». В июне 2000-го она закончила работу над проектом «Дышащее стекло», премьерный показ которого состоялся в нью-йоркском Музее искусства и дизайна.

Сегодня Сэнди Скогланд живет в Джерси-Сити, работает над новыми проектами и преподает фотографию в Ратгерском университете.

Выставке золотых рыбок в блендерах кое-кто помешал

Слушайте сказку: «Закинул дед невод и поймал золотую рыбку…». Впрочем, нет, это какое-то старьё, не пойдёт. Лучше так: «Взял мужик золотую рыбку, кинул её в блендер. Блендер разодрал рыбу в клочья, и было мужику счастье». А кроме счастья было ему небольшое судебное разбирательство и большая слава. Вот-вот, так намного современнее и круче.

Марко использует не только необычные предметы, но и, мягко говоря, нестандартные действия. Например, жестокую кровопролитную резню.

Вообще, у самого художника не было намерений вытворять ничего брутального — просто он однажды дал возможность совершить нечто такое посетителям его выставки. Что же он сделал?


Есть подозрение, что спонсором инсталляции были производители этих самых блендеров. Однако эту мысль ничего не подтверждает (фото с сайта evaristti.com).

А ничего особенного. Взял десять блендеров, налил в них воды и запустил туда по золотой рыбке (конечно, имеется в виду не пушкинский мутант, а разновидность аквариумного карася Carassius auratus). Вот такую инсталляцию он придумал в 2000 году. А так как золотых рыбок раньше уже «заселяли» в нерабочую технику (в MacAquarium, например), Марко предложил куда более прогрессивный вариант: его блендеры самые настоящие и полнофункциональные.

А представив сие произведение на выставке в музее Trapholt (что в датском городе Колдинге), Эваристти даже включил их в розетки.


Нажать или не нажать? Есть всего один правильный ответ. Какой? (фото с сайта archives.cnn.com)

Ну а дальше вы догадались. Посетителю осталось либо включить, либо не включить блендер. Посмотрев на рыбёшек, плавающих в аппарате в угрожающей близости от лезвий, зрители, очевидно, слегка шокированные, спокойненько продолжали осмотр экспозиции, ничего особо не трогая.

Однако нашёлся человек, который решил воспользоваться своим «законным правом» нажать на кнопку. И нажал. Разумеется, рыбка – в лохмотья. Видимо, посетитель не ожидал такого эффекта. Вероятно, чудак подозревал, что рыба из настоящего золота и не очень пострадает. Но, похоже, результат ему очень понравился, и он решил его повторить. Как ни удивительно, но и вторую рыбку искромсало насмерть.


Несколько лет Марко выставлял отключенные блендеры с золотыми рыбками (фото malouette/flickr.com).

Почему этот «естествоиспытатель» остановился и не «доработал» всю инсталляцию, то есть не нажал ещё восемь раз – неизвестно. Но и эта пара нажатий всколыхнула часть датской общественности.

Первым делом крепко досталось директору музея Петеру Мейеру (Peter S. Meyer). Некая группировка «друзей природы», возмущённых до глубины души, после этого обратилась в полицию, заявив, что в своём «храме искусства» Петер практикует жестокое отношение к животным.

Читайте также  Режим питания: кормушка в аквариуме

Блендерная инсталляция – всего лишь часть авторской экспозиции Эваристти под названием «HELENA», которая, в свою очередь, также была частью – выставки, где были произведения и других художников. В таком же варианте данная работа выставлялась раньше в Бразилии, Чили и Аргентине, где всё обошлось без проблем. В Дании, однако, отношение к аквариумным карасям почему-то оказалось более трепетным.

После упомянутого инцидента дело дошло до суда. Господину Мейеру грозил небольшой штраф в $225 плюс некоторые другие мелкие неприятности.

И вот юристам пришлось зайти на непростую территорию современного искусства. Для начала они должны были изучить доводы самого художника.

Как утверждал Эваристти, инсталляция спрашивает зрителя «Хочешь ли ты убить?» для того, чтобы показать, что люди ответственны за выбор между чьей-то смертью или жизнью. К тому же, художник доказывал, что его работа демонстрирует зыбкость красоты. А ещё она проводит границу между существованием и ничем.



А это, так сказать, рекламный ролик фрикаделек частично состоящих из Эваристти. Кстати, в 1961 году художник-концептуалист Пьеро Манцони (Piero Manzoni) придумал продавать собственные испражнения в банках, честно подписывая их: «Дерьмо художника». Эти «шедевры» затем продавались по ценам в несколько десятков тысяч долларов. Эваристти признаётся, что именно этот шаг Манцони стал источником вдохновения для этих фрикаделек (анимация с сайта evaristti.com).

Оказавшись зажатым между такими непростыми метафизическими аргументами и парой литров кровавого рыбного супа, правосудие Колдинга всё-таки нашло выход. «Рыбки мучались? Они умерли сразу?» – спросили себя юристы. «Нет, не мучались. И умерли сразу», — ответили они сами себе. На этом дело и закрыли, никого не обвинив и не оштрафовав.

Но ситуация взбудоражила многих. Отголоски события докатились аж до Австралии, до «Центра этики святого Джеймса» (St James Ethics Centre). Комментируя эту историю, тамошние философы сказали, что, согласно максиме Иммануила Канта, мучить другого человека – всегда нехорошо. Но рыбка – она не совсем человек, поэтому Эваристти поступил не очень добро, хотя ни в чём не виноват – кроме как в том, что озадачил специалистов по этике новыми трудными вопросами.

Вообще, если что и приходит в голову Марко Эваристти, то это быстро заставляет болеть другие головы. Такой уж у него провокационный стиль работы. К примеру, через три года после «HELENA» художник устроил не менее эпатирующую выставку.

Она состояла из картин, написанных кровью ВИЧ-инфицированных наркоманов со смесью наркотиков, нелегально приобретённых Эваристти. А чтобы свести на нет проблемы с законом, художник смешал эти вещества (как объясняется — чтобы сделать их непригодными для употребления) со сливками и каким-то инсектицидом. Да уж…

Заметим, что кровища, всякие месива и прочее в произведениях Марко – дело нередкое. А однажды он вообще… Ой, вы кушаете? Отложите ненадолго вашу трапезу. А однажды он вообще попросил медиков сделал ему небольшую липосакцию, а на «добытом» собственном жире наделал фрикаделек – 48 экземпляров. Часть из них во время какого-то перформанса он съел сам, а часть законсервировал в банки по 10 штук. И пошёл этот «фастфуд», разумеется, на продажу – по $4 тысячи за баночку. Неслабо.


Первый день «ностальгически» повторённой выставки HELENA. Обратите внимание, вилки блендеров не включены в розетки. И это правильно – не начинать же скандал прямо на вернисаже! (фото Matthias Bildstein).

Многие из арт-изощрений нашего героя отличаются впечатляющими масштабами. Вот, в апреле 2004-го он зачем-то неподалёку от побережья Гренландии выкрасил целый айсберг – красной, разумеется, краской. Правда, эпатировать это могло только местных белых медведей, но и это неплохо. К счастью, шокированные медведи к правозащитникам решили не обращаться.

Но и даже Марко, такой необычной личности, свойственны самые что ни на есть обыкновенные переживания. Вот, в прошлом году на него вдруг накатила ностальгия. И он снова решил выставить рыб в блендерах. На сей раз в другом месте – в австрийском музее Kunstraum Dornbirn.


Директор музея Kunstraum Dornbirn Эккехард Бехтольд (Ekkehard Bechtold) на открытии выставки даже во время своей вступительной речи был на втором плане перед главной частью экспозиции (фото Matthias Bildstein).

Кстати, после трагичной гибели тех двух рыб, Эваристти выставлял блендеры с карасями повторно. Но только они были выключены и на всякий случай находились на почтенном удалении от розеток, тем самым не провоцируя ни на какие эксперименты с теорией Иммануила Канта. А в Kunstraum Dornbirn блендеры снова были включены, а их кнопки ждали своих героев.

«Жать или не жать?» – таким шекспировским вопросом, должно быть, озадачились многие любители нео-арта, услышавшие о мероприятии. Однако никаких «триллеров» с нажатиями не было – вместо этого был «экшн» с похищением.


Наутро после вторжения «Команды «Золотая рыба» в выставочном зале что-то поменялось… (фото Matthias Bildstein).

Открытие выставки прошло успешно. Поначалу всё, вроде бы, шло без проблем, и к выключателям никто не прикасался. Но вот однажды ночью неизвестные пробрались в здание музея.

Злоумышленники вытащили все десять рыб и забрали с собой. Украли, проще говоря. Затем они разгромили ненавистные блендеры вдребезги и смылись, не оставив никаких следов. Этот акт совершила некая группировка, назвавшая себя «Команда «Золотая рыба» (Das Goldfish-Kommando), поставившая целью спасение несчастных аквариумных жителей.


Кадр со спасательной операции Das Goldfish-Kommando (фото Matthias Bildstein).

Главные члены «Золотой рыбы» – Маттиас Билдштейн (Matthias Bildstein) и Филипп Глац (Phillippe Glatz) – тоже австрийские художники. Это похищение для них оказалось очередным перформансом, о котором они поведали на своём сайте.

Впрочем, не исключено, что золотые рыбки могли убежать и сами, без посторонней помощи — а то ведь ходят тут всякие садисты… Однако ни музейная администрация, ни полиция, ни Эваристти такую версию не рассматривали.


«Золотая рыба» собрала золотых рыб в один блендер и вылила воду с ними в какой-то водоём. Ну, неужели не было соблазна нажать на кнопочку? (фото Matthias Bildstein).

Последний, кстати, очень опечалился, когда увидел разбитые блендеры. Впрочем, после того «рыбного» судебного разбирательства шестилетней давности он приобрёл немного другое мировоззрение (ну, там, философия, этика, Кант и прочее). Поэтому Марко понял, что случившееся не такое уж и горе.

Ведь, по замыслу, нужен был диалог с посетителями? Вот и получили диалог с посетителями! Марко так сильно обрадовался этой идее, что решил оставить свою разгромленную инсталляцию прямо в таком «обновлённом» виде – до завершения выставки разбитые блендеры так и валялись на столе и на полу. А заодно художник предложил считать побитые аппараты «символом разрушительной силы, таящейся за любым экстремизмом и фанатизмом».


Ещё один снимок Das Goldfish-Kommando. Эта «спасательная акция» была всего лишь перформансом, о котором, похоже, знал и Марко Эваристти (фото Matthias Bildstein).

Резонанс, причиной которого стали рыбы в блендерах, стал поводом как для размышлений, так и для разных шуток. А одни энтузиасты придумали даже интернет-версию таких рыбоблендеров, работоспособность которых вы можете попробовать. Однако прежде чем жать на кнопку, всё-таки задумайтесь на мгновение. Ведь, уничтожая рыб, приходится переходить грань между жизнью и смертью – пусть и вымышленную.

Да, рыбы могут быть и виртуальными, и настоящими. А иногда рыбка может оказаться вовсе и не рыбкой. Ну, мало ли… Поэтому на всякий случай помните: Иммануил Кант смотрит за вами. Всегда.

Чем удивит выставка скульптур «Красный сад» на Красной площади

Первая выставка актуального паблик-арта в рамках открытого фестиваля искусств «Черешневый лес» состоится благодаря усилиям ГУМ и фестиваля «Архстояние» при поддержке генерального партнера — девелопера «ИНТЕКО».

Художник и скульптор, основатель арт-парка Никола-Ленивец и «Архстояния», участник ленинградской арт-группы «Митьки» Николай Полисский отвечает за ленд-арт. За постмодернистскую традицию с элементами сюрреализма отвечает Ринат Волигамси, московский концептуализм представит Андрей Филиппов, абстрактную скульптуру — Роман Ермаков, интерактивные инсталляции — Василиса Прокопчук и Евгений Брагин; кованые произведения Дмитрия Жукова будут олицетворять монументальное искусство, а цифровой поп-арт Аристарха Чернышева притворится садовой скульптурой.

Участники выставки попытаются отразить в монументальной форме идею присутствия современного искусства в общественном пространстве, причем без отрыва от отечественной истории.

«Имея 15-летний опыт создания самого большого арт-парка в Европе в Никола-Ленивце, а также работая во многих городах России в области публичного искусства, мы хорошо понимаем ответственность перед городом, аудиторией и авторами произведений. Создать первую экспозицию паблик-арта на Красной площади — это творческий вызов для нас, который, мы надеемся, даст качественный старт для дискуссии и принятии решений городом о системном появлении искусства на улицах города. Для нас, как продюсеров и кураторов этого проекта, важно было не только создать качественные произведения, но и выстроить всю цепочку появления такого искусства в Москве — заказчик-среда-аудитория-куратор-автор, где каждый элемент принципиален для устойчивости и долговечности всего процесса», — говорит Юлия Бычкова, управляющий партнер арт-парка Никола-Ленивец, продюсер фестивалей «Архстояние» и «Архстояние Детское».

Все работы выполнены в разных техниках из различных материалов. Над дизайном экспозиции трудилось архитектурное бюро Wowhaus, которое поместило экспонаты на геометричные подиумы, а также задумало разбить клумбы, выстелить газоны и дорожки в духе классических садово-парковых ансамблей, проработав концепцию подсвечивания скульптур в ночное время.

Экспозиция продолжит традицию ГУМа по украшению Красной площади, с чем уже девять лет справляется, например, «Фестиваль цветов».

По итогам проекта экспонаты будут установлены в общественных пространствах Москвы, а также возле «Мануфактуры Bosco» в Калуге и в арт-парке Никола-Ленивец. Часть арт-объектов расположится на территории жилых домов партнера фестиваля, шесть работ после выставки поступят в корпоративную коллекцию компании.

«Во всех прогрессивных городах мира востребованность паблик-арта постоянно растет. Мы знаем массу примеров, когда скульптурное высказывание становится неофициальным центром города, центром притяжения, меняет архитектурное и эмоциональное восприятие места. Скоро в Нью-Йорке будет реализовано новое произведение Капура, которое будет являться визуальной опорой, как один из углов, для целого небоскреба», — отмечает Евгений Семенов, первый вице-президент компании «ИНТЕКО».

Девелопер обратил внимание на дефицит актуального паблик-арта в Москве и решил поддержать творчество авторов. Одновременно компания делает свои жилые объекты более привлекательными, насыщая среду уникальными экспонатами музейного уровня.

Паблик-арт «Красный сад» также предоставит пространство для первой персональной выставки Николая Полисского в Москве с 21 июля. Инсталляцию «Русская античность» из знаменитых деревянных скульптур можно будет найти в галерее ГУМ-Red-Line.

Важной частью фестиваля монументального искусства станет фото- и видеодокументация произведений, знаковых для 15-летней истории «Архстояния». Многие арт-объекты и перформансы будут показаны впервые.

Выставка инсталляция с золотыми рыбками!

Волнующие, чувственные, новаторские — эти эпитеты точно описывают картины Густава Климта. На мультимедиа выставке «Густав Климт. Золото модерна» вы не просто увидите все основные произведения, обеспечившие художнику мировую славу – благодаря технологии 360 вы ощутите себя внутри его полотен. Работы его «золотого периода» буквально светятся изнутри и по силе воздействия на зрителя сравни иконам. Залитое светом пространство мультимедиа зала представляет собой тотальную мультимедийную инсталляцию, погружающую зрителя в чувственный мир женских образов Климта под чарующую музыку. Общая площадь проекции составляет около 1000 кв.м.

Портреты, пейзажи, декоративные композиции и изображения обнаженной натуры, осуществившие революционный переворот в венской живописи, представлены в формате яркого и зрелищного иммерсивного шоу. Окруженный музыкой и цветом, зритель как будто бы переносится в магический мир.

Центр цифрового искусства (ЦЦИ) Artplay Media меняет привычный подход к выставкам: теперь при покупке одного билета в мультимедийном зале можно будет посмотреть сразу ДВЕ выставки, которые будут идти сеансами. Общая продолжительность цикла из двух выставок – около часа. Cinema360 – это тотальная мультимедийная инсталляция, погружающая зрителя в чувственный мир образов, созданных великими художниками. Изображение проецируется не только на экраны, но и на пол. Общая площадь проекции составляет около 1200 кв.м.

БИЛЕТ ДЕЙСТВУЕТ 30 ДНЕЙ С МОМЕНТА ПОКУПКИ ПРИ УСЛОВИИ СОБЛЮДЕНИЯ ПРАВИЛА БУДНИ/ВЫХОДНЫЕ

Будни:
Взрослый
550 ₽

Взрослый при покупке не менее 2-х билетов
500 ₽

Льготные категории ( школьники, студенты, пенсионеры, многодетные семьи)
400 ₽

Дети до 9 лет бесплатно

Выходные:
Взрослый
750 ₽

Взрослый при покупке не менее 2-х билетов
650 ₽

Льготные категории ( школьники, студенты, пенсионеры, многодетные семьи)
500 ₽

Дети до 9 лет бесплатно

ГРАФИК РАБОТЫ

ВОСКРЕСЕНЬЕ, ПОНЕДЕЛЬНИК-ЧЕТВЕРГ — С 11:00 ДО 21:00
ПЯТНИЦА, СУББОТА — С 11:00 ДО 22:00

АДРЕС: Нижняя Сыромятническая, 10, строение 2, вход 2А, центральный зал

Фестиваль «Рыбная неделя»

О событии

Одно из самых ожидаемых гастрономических событий года — фестиваль «Рыбная неделя». В 2020 году это мероприятие должно было пройти в столице в октябре уже в шестой раз. На улицах города традиционно появляются рыбные рынки с самой разной продукцией от производителей и ресторанные дворики. Но из-за пандемии коронавируса фестиваль пришлось перенести на 2021 год. При этом информации о том, состоится ли фестиваль на этот раз, пока не поступало.

Площадки

Мероприятия фестиваля проходят на разных площадках в центре города. Как правило, ярмарки работают в Климентовском переулке, на площади Революции, Манежной площади, на переходе между ними, а на Тверском бульваре разворачиваются сразу несколько точек празднования.

» target=»_blank» rel=»nofollow»> Фото: Владимир Веленгурин/ «КП» Москва

Лейтмотивом фестиваля в 2019 году стали фантазии, связанные с морской тематикой, поэтому в инсталляциях можно было увидеть персонажей морских легенд, сказок и обитателей глубин. Посетителям площадок «Рыбной недели 2019» предлагали приобрести свежие морепродукты и различные деликатесы из копченой, вяленой, охлажденной, замороженной, жареной, вареной и печеной рыбы, а также консервированную продукцию — и все это напрямую от отечественных производителей по самым привлекательным ценам. Участие в мероприятии приняли более 50 предприятий со всей страны — от Черноморского побережья до Дальнего Востока. Сам рыбный рынок (полсотни торговых шале) развернулся на переходе от площади Революции к Манежной. А в 2018 году на площадках также проходили дни, посвященные отдельным видам рыбы, например, барабульке, корюшке, форели, кефали и наваге, и продавались необычные полуфабрикаты, такие как рыбные пельмени, зразы и котлеты.

Вот, например, какие площадки работали на фестивале в 2019 году и что на них можно было увидеть.

Тверской бульвар у памятника Тимирязеву

Здесь было оборудовано все для интересного семейного отдыха: для самых маленьких гостей фестиваля – конструктор, из которого можно собрать настоящий маяк, качели в виде рыбок, для детей постарше – настольные игры. А еще были арт-инсталляции в виде корабликов. На борту одного из них появился мини- музей с макетами российских судов разных эпох.

» target=»_blank» rel=»nofollow»> Фото: Владимир Веленгурин/ «КП» Москва

Тверской бульвар, переход от памятника Есенину к памятнику Тимирязеву

В 2019 году площадка стала местом притяжения для всех любителей водных видов спорта. Посетители смогли освоить азы гребли и даже потренироваться на специальном тренажере. Была отдельная зона посвященная сапсерфингу – это такой гибрид гребли серфинга.

Тверской бульвар у памятника Сергею Есенину

Посетителей в прошлом году встречали необычные инсталляции в виде кораблей. На площадке также были выставлены разнообразные настольные и подвижные игры. Например, баланс-борд с лабиринтом внутри. На нем нужно не только удержаться, но еще и перекатывать при этом шарики из одного конца лабиринта в другой.

Манежная площадь

Карнавалы, маскарады, иммерсивные спектакли и артисты в костюмах — праздник на этой площадке был очень красочным. Помимо театральной программы гостям был доступен фуд-корт с самыми невообразимыми морепродуктами, творческие мастер-классы для детей и огромное судно – такое, какие строили в Венеции в XI веке.

Переход от Манежной площади к площади Революции

На этой площадке в прошлом году работал самый большой рынок фестиваля: форель, сом, угорь, белый амур, корюшка и кета – 300 видов рыбы, производители из 10 российских регионов. Ассортимент смог порадовать самых взыскательных гурманов.

Площадь Революции

Для гостей была подготовлена разнообразная лекционная программа: в «Кулинарной школе» шеф-повара учили готовить рыбные блюда, диетологи делились секретами о здоровом питании, заводчики и специалисты в области рыбного промысла рассказывали о своей работе. Также здесь работали аттракционы, в маленьких шале детей обучали мастерить поделки и сувениры на морскую тематику. На площади прошли спектакли и музыкальные концерты.

» target=»_blank» rel=»nofollow»> Фото: Владимир Веленгурин/ «КП» Москва

Климентовский переулок

Гурманы и здесь смогли найти для себя корнеры с авторскими блюдами от шеф-поваров московских ресторанов. Развлекали гостей джазмены и артисты в костюмах. Последние еще и организовали подвижные игры и танцы. В уголке для мастер-классов детей учили варить мыло, делать открытки в технике квилинг, плести «ловец снов», создавать декоративные аквариумы.

Что попробовать

Обычно близ рынков и торговых ларьков открываются морские фастфуд-кафе, в которых можно будет отведать практически все морепродукты. Повара лучших московских ресторанов представляют оригинальные блюда, многие из которых готовятся по специальным авторским рецептам, привезенным с самых разных уголков нашей планеты. Традиционно у посетителей появляется возможность попробовать крабов на гриле, креветки и гребешки на шпажках, чипсы из трески, устриц и рыбный суп, который обычно разливают в удобные стаканчики.

Цены (на 2019 год):

На прилавках у продавцов:

  • Ставрида — 450 руб. за кг
  • Сельдь олюторская — от 260 руб. за кг
  • Скумбрия горячего копчения из печи — 200 руб.
  • Барабулька — 200 руб.
  • Семга кусок филе — 395 руб. за 300 г
  • Сайра натуральная — 90 руб. за 180 г
  • Филе тунца натуральное (Эквадор) — 100 руб. за 170 г
  • Икра красная горбуши — 270 руб. за 90 г
  • Икра щуки черная — 260 руб. за 113 г
  • Икра лососевых — 350 руб. за 125 г
  • Консервы «Рагу из лососевых рыб» — 65 руб. за 240 г
  • Паштет из лосося — 120 руб. за 185 г
  • Морская капуста «Восточная» — 35 руб.

«Под маской Венеции». Гид по новой выставке музея-заповедника «Царицыно»

В музее-заповеднике «Царицыно» открывается новая выставка, посвященная Венеции — городу, которому в этом году исполняется 1600 лет. Экспонаты привезли из музея Коррер, Музея стекла, палаццо Ка-Реццонико, где располагается Музей Венеции XVIII века, и палаццо Мочениго (музей текстиля и костюмов). У проекта, задуманного еще в 2018 году, два куратора — Дарья Колпашникова, кандидат искусствоведения, сотрудница музея-заповедника «Царицыно», и Кьяра Скуарчина (Фонд городских музеев Венеции).

Выставка расположилась в девяти залах царицынского Хлебного дома. Один из них — лекционный: там будут проходить встречи со знатоками в области искусства и детские занятия, состоится показ фильма о русских путешественниках в Венеции. Остальные восемь — каждый по-своему — раскрывают образ старинного города через экспонаты, предметы быта XVIII века, многие из которых приехали в Москву впервые.

Знакомство с городом

Первый зал, в который попадают гости, посвящен знакомству с Венецией. Здесь собраны предметы вроде носа старинной гондолы, украшенной серебряной ковкой. Гребная лодка гондола — настоящий символ города, основное средство передвижения по венецианским каналам. В XVIII веке появился регламент ее изготовления, который с тех пор не менялся. Длина гондолы и по сей день составляет 11,05 метра — ни больше ни меньше.

Еще один символ Венецианской республики, который можно увидеть в этом зале, — золотая скульптура льва из музея Коррер. Царь зверей — символ святого Марка, покровителя Венеции. Изображение льва встречается на старинных дворцах, домах и даже церемониальных одеяниях. Современные венецианцы, кстати, тоже чтят льва: например, победителей Венецианского кинофестиваля с 1949 года награждают премией «Золотой лев».

Выставка, построенная по принципу игры, позволяет гостям примерить на себя роль жителя Венеции XVIII века и представить, как жили высокопоставленные вельможи, деловитые купцы, богатые дамы и беспечные кутилы, которые нередко заканчивали свои дни в сырых темницах. На стене первого зала находится необычная карта экспозиции. Каждый последующий зал на ней представлен небольшой прозрачной коробочкой. Внутри коробочек — бумажные силуэты, дающие представление о теме, которой посвящен зал. Например, в коробочке, соответствующей залу, посвященному карнавалу, находится шут. На карту нанесены два маршрута, и из первого зала зрители могут пойти направо или налево.

Карнавал

Дорога направо ведет на знаменитый Венецианский карнавал. Сюда в XVIII веке съезжались гости со всей Европы. На улицы, предварительно надев карнавальную маску и специальный костюм-домино, выходили все — старики, дети, простые люди, высокопоставленные господа. Во время праздника не существовало бедных и богатых, старых и молодых — все были равны. Друг к другу участники карнавала обращались исключительно как «господин Маска» или «госпожа Маска». Даже если человек по каким-то признакам был узнаваем, его все равно приветствовали только так.

На фоне инсталляции из современных масок, окрашенной в приятный зеленый, выделяется один ценный экспонат бежевого цвета — старинная маска баута, позволявшая участнику карнавала максимально обезопасить себя от узнавания. Самая ее выдающаяся деталь, клюв, нужна не для эстетики, а для искажения голоса. Способствовали сохранению инкогнито и очень маленькие вырезы для глаз. Вдобавок к бауте использовали вуали и капюшоны. Экспонат привезли из музея палаццо Мочениго.

Если днем можно было ограничиться одной только маской, то вечером наряжались в праздничные костюмы. Чаще всего участники одевались «дикими людьми» и персонажами комедии дель арте — Пульчинеллой, Арлекином, Бригеллой, Коломбиной. Как выглядели эти костюмы, подробно рассказывают иллюстрации из старинных книг.

Отдельные гравюры показывают, как на площади Сан-Марко в самый яркий карнавальный день, Жирный четверг, проходила массовая охота на медведя или быка. После нее всех ждал сытный пир, соответствующий названию этого дня. По окончании трапезы едоки, вооруженные деревянными щитами и мечами, устраивали уличное шествие. Венецианцы делали это в память о событиях середины XII века, когда за статус религиозного центра враждовали жители городов Градо и Аквилея. Одну сторону поддерживал Папа Римский Александр III, другую — император Фридрих Барбаросса. В результате битвы в 1162 году больше семи сотен аквилейских пленников попали в Венецию, которая поддерживала Градо. Дож согласился отпустить епископа Аквилеи и 12 священников в обмен на быка и 12 свиней. Униженных аквилейцев выгнали из города под крики венецианских мясников, которые ловили скот и свежевали туши.

Таким Жирный четверг был в Венеции ежегодно до середины XVI века, когда дож Андреа Гритти распорядился оставить только бой с быками. Его проводили еще два с половиной столетия — вплоть до последнего в истории республики карнавала 1797 года.

Казино

После карнавала — азартные игры. Посреди зала установлен игральный стол, за которым гостям предлагают испытать удачу, разыграв карточную партию с виртуальным соперником на специальных сенсорных экранах.

В XVIII веке Венецианская республика была единственным государством Европы, где азартные игры были признаны законными. Власти поняли: гораздо выгоднее легализовать казино, чтобы их владельцы платили налоги. Типичную сцену из игрального зала воспроизводит огромное полотно (1740–1769) Пьетро Лонги из палаццо Мочениго. Женщины, кстати, могли находиться в казино только в масках.

На картине изображена девушка, маска которой, кажется, ни на чем не держится — мы не видим привычных уходящих за уши тесемок. Это не выдумка художника, такие маски действительно существовали: с внутренней стороны в них была специальная пробка, с помощью которой ее можно было удержать зубами. Говорить в маске такого типа было невозможно, что отразилось в ее названии — «немая служанка».

Тюрьма

За карточные долги можно было отправиться и за решетку. Пенитенциарной системе Венеции XVIII века посвящен отдельный зал, выполненный в приглушенно-мрачных оттенках. Один из экспонатов — первое издание «Истории моего побега из тюрьмы» известного итальянского авантюриста Джакомо Казановы, которая вошла в автобиографию «История моей жизни». Также можно увидеть иллюстрации, посвященные заключению, из других старинных изданий.

Одной из самых страшных тюрем считалась темница во дворце дожа, главы Венецианской республики. Из-за свинцовой крыши в помещении было невыразимо жарко днем и очень холодно ночью.

Еще одна форма заключения — монастыри. Ей посвящено полотно Пьетро Лонги из дома-музея Карло Гольдони. Художник изобразил сцену посещения монахинь родственниками: молодые девушки — за решеткой, их близкие — по другую сторону, развлекают их представлениями с марионетками. В Венеции существовал обычай: в день своей свадьбы молодая девушка навещала свою сестру или подругу детства, томящуюся в монастыре. Учитывая, что многие воспитанницы монастыря оказывались там не по своей воле (туда отправляли, например, бесприданниц), можно назвать этот обычай жестоким. Вряд ли все воспитанницы смиренно принимали тот факт, что судьба ровесниц на воле так разительно отличается от их собственной.

У вельможи

Если вернуться в первый зал и повернуть налево, можно оказаться в гостях у богатого вельможи. В этом зале собраны костюмы середины XVIII века из палаццо Мочениго и центра истории текстиля и костюмов, зеркала из палаццо Ка-Реццонико, Музея Венеции XVIII века, стеклянные фрукты-обманки из Музея стекла. Мастера-стеклодувы на острове Мурано близ Венеции считались лучшими в Европе с XV до XVIII века.

Фрукты-обманки — невероятная ценность и редкость — сохранились в небольшом количестве. На торжественных приемах хозяева любили шутить: смешивали их в вазах с настоящими фруктами, которые были очень дорогим, роскошным лакомством. И обманки, и костюмы очень хрупкие. Обычно музеи неохотно дают их для перевозки. Путешествие экспонатов из этого зала превратилось в сложную операцию.

Все началось с замеров экспонатов непосредственно в музеях и изготовления под них климатических ящиков из дерева и других материалов (их обезжирили, проверили, нет ли в них жуков-вредителей). Затем в ящики поместили множество слоев специальной бумаги. Тщательно упакованные по одному стеклянные фрукты оказались в вырезанных в поролоне нишах. С нарядами-экспонатами в палаццо Мочениго и центре изучения истории текстиля и костюмов обращались тоже очень бережно: каждую складку проложили бумагой, чтобы ничего не помялось и не потеряло свою форму.

После этого ящики аккуратно поместили в грузовик, внутри которого поддерживались определенная температура и влажность. Автомобиль, снабженный специальной пневматической мягкой подвеской, ехал с определенной скоростью и в сопровождении охраны. Авиаперевозка исключена: взлет и посадка для хрупких экспонатов — всегда риск.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: